воскресенье, 10 июня 2012 г.

«Без физики гуманитарий не получится»

«Школа не должна вталкивать в человека голое знание, а должна научать его это знание добывать», – заявил газете ВЗГЛЯД Ефим Рачевский, комментируя утверждение госстандартов для старших классов. «Нас готовят к созданию армии озлобленных неквалифицированных безработных», – убежден его оппонент Борис Кагарлицкий.  Далее

Буду писать крамольные мысли с т.з. большинства. Но сначала контраргумент Б.Кагарлицкому: "Представьте себе, что человек занимается гуманитарным науками, но не знает, что Земля вращается вокруг Солнца."
Вообще - то о том, что Земля вращается вокруг Солнца детям говорят еще во 2 классе (если, конечно, раньше не сказали).
И я целиком поддерживаю Ефима Рачевского: «Школа не должна вталкивать в человека голое знание, а должна научать его это знание добывать». Что и прописано в ФГОСах, начиная от начальной школы (ФГОС начального образования я изучила и изучаю, т.е. читаю внимательно и вдумчиво).
То, что ФГОС плоховато идет в школе, вина не стандарта. Для новых стандартов нужно новое мышление, мышление учителя, работающего по программам развивающего обучения. Помните: "Разруха в головах"? Так вот, чтобы стандарт пошел, нужно головы многих управленцев и, к сожалению, учителей переделать. А это очень сложно, если человек более 15-20, а то и 30 лет проработал по старому: я тебе объяснил, я с тобой навык отработал, будь добр расскажи, что я тебе рассказывал, а твое мнение меня не очень-то интересует. Это про учителя. А управленцам нужны бумаги, и побольше: иначе что я буду проверять? "У вас рабочая программа составлена не по образцу, посмотрите у А., у них все верно".  А то что первые работают по своей программе, а вторые только по ней журнал заполняют и отчеты пишут, мало кого волнует.
Два года официально говорим о новой системе оценивания детей, что ребенка сравниваем с самим собой, что должны учитываться не только предметные результаты. Но дальше разговоров дела нет. Впереди третий класс по новым стандартам. Как оценивать детей? Что птсать в журналах (бумажный и электронный)? То, что согласно ФГОС, прописано в программе "Система оценки" или опять 2-3-4-5, вернее 3-4-5? Спрашивали, в районе честно сказали: "Не знаем, отметки никто не отменял". Наболело.
Да. Возвращаюсь к ФГОСу старшей школы. Базовые знания по физике, химии, биологии дети получили в основной школе (а если не получили, то еще 2 года просиживания на этих уроках пользы не принесут).  "Вектор изменения импульса сонаправлен с вектором силы и ускорения, а вектор импульса сонаправлен с вектором скорости, т.е. в сторону движения" - многие поняли о чем это? (программа 10 класс, физика)
"9. Рибосомы участвуют в синтезе: 
А) АТФ 
В) белков 
С) липидов 
Д) углеводов " (биология, 10 класс)
Не знаю я ответ на этот вопрос, и что такое рибосомы не помню. Как жить дальше? Но я знаю, где и как найти ответ на этот вопрос, да и на многие другие тоже.
Обидно правда, что придется тратить время на ОБЖ, но про это Ефим Рачевский написал. Говорят, что предмет интересный и нужный. Я даже очень хорошие разработки занятий видела, но я не видела ни одного Учителя ОБЖ. Чем только дети на уроках не занимаются. Приходит внук и говорит: "Я автомат с закрытыми глазами собрал-разобрал за ... секунд!" Похвалила, а потом спросила: "А для чего тебе это умение? Если пойдешь по стопам деда (полковник ВДВ в отставке), в училище или в армии и научишься". 
Такие вот мысли. И, главное, поднимите руку противники стандартов, кто из вас читал документы  ФГОС хотя бы 2 раза?

4 комментария:

  1. Что толку читать...я читала и перечитывала, ФГОС написаны людьми далекими от практики, те, кто писал, сами не знают, как должно быть...Фразы и мысли произносят по-новому, а нового ничего нет...Зачем предлагать новую систему оценивания, если в той же начальной школе дети ХОТЯТ уже с 1 класса получать "5"!!!а не какие-то баллы, которые не несут ни какой информации, потому что нет единой системы оценивания!

    ОтветитьУдалить
  2. Ира, позвольте с вами не согласиться. Очень интересно, с чего бы это дети, пришедшие в школу, хотели получать 5? Может, это родители хотят? Так дети при чем? Дети хотят учиться. А пресловутую 5 всем не поставить, вот прошло полгода, и уже полкласса учиться не желает. И какую такую информацию несут отметки? Ту, к которой мы привыкли? А отметки дают полную информацию?
    Про ФГОС. Все там понятно, все работает. Очень сложно перестроить мышление учителя со стажем работы по Горорецкому-Рамзаевой-Моро. По старым, привычным учебникам, по тем учебникам, по которым бабушки-дедушки наших учеников учились. А сейчас второе десятилетие 21 века за окном. Мир изменился, а школа все еще сопротивляется. Вы заметили, дети совсем другие стали, и нельзя их учить по-старинке.
    Если есть вопросы по ФГОС, спрашивайте.

    ОтветитьУдалить
  3. "Очень сложно перестроить мышление учителя"
    ...и грустно на все это смотреть. 21 век за окном, а объяснительно-иллюстративный метод как царствовал на престоле, так и по сей день там. Грустно смотреть на гонку за разработками, конспектами уроков, рабочими программами сейчас в сети. С одной стороны, обмен опытом - прекрасное дело, с другой, впечатление, что доминирующая цель - найти б чего готовое, чтоб не заморачиваться...И, казалось бы, оправдение тому есть - слишком много ненужной бумажной работы, лавина ее на плечи учителя, но...ведь дети-то растут, и их развивать надо сейчас, сегодня.

    ОтветитьУдалить
  4. Эх, хорошо бы иллюстративный! Порой просто объяснительно-читабельный получается!
    А программы - это отдельная песня! Я до сих пор не пойму, если стандарт единый для всей страны, то почему структура этих программ в каждом регионе своя?

    ОтветитьУдалить

Блоги, которые я читаю