Д. В. Верин-Галицкий
Быть или казаться?
«Инновационное»
"В истории науки четко обозначены понятия новации и инновации. Новация – это нововведение, которое ведет к улучшению того, что уже есть на сегодня, но никоим образом не влияет на смену парадигмы. Инновация (иная новация) – это смена парадигмы, переход от одной парадигмы к другой. Это революционный скачек.
Какие инновации могут быть в нашем отечественном образовании сегодня, когда парадигма организации нашего школьного образования – это классно-урочная система? Господа «инноваторы»! Вы своими «инновациями» будете менять эту парадигму? Не получится! В массовой школе классно-урочную систему вы поменять ни на какую-то другую не сможете! И даже не пытайтесь! Потому что именно на классно-урочной системе завязано всё: стандарты, программы, учебники, организация школьной жизни, единый государственный экзамен, а главное контроль органов управления образования над школой. Тогда чего говорить об инновациях!"
А, может, мы стараемся менять парадигму? Наши проекты, работа в парах, группами? Когда урок не укладывается в запланированное время - 40 минут, а растягивается на целый учебный день? Когда дети готовят презентации, тесты к уроку, сами (пусть и под нашим руководством) добывают нужную информацию?
Качество знаний и его измерение.
"Ставя ученикам незаработанные «тройки», школа развращает, приучая детей, с одной стороны, к тому, что можно без особого напряжения что-то в жизни иметь. С другой стороны, в глазах как родителей своих учеников, так и самих детей, школа сводит на нет ценность профессии учителя, теряет в их глазах уважение к самой себе как к институту образования и воспитания".
Добавлю, что одних развращает, а других обижает, принижает усилия: В. просто так "3" поставили, а Р. заставили выучить и сдать. Почему, как объяснить ребенку? Внуку три года объясняю. Нет, он переживает не за себя, это объяснилось просто - нужны знания, а не то что тебе ставят! Ему обидно за Сережу, Сережа учит, отвечает, но не может он на 4 учиться, не дано. А с другой стороны - В., прогульщик и лентяй, тоже получает "3" (не оставлять же на второй год, он тогда вообще в школе не появится, инспекции замучают. А между тем у В. есть и мама с папой, но виновата школа)
"Самое страшное, что дети, наши ученики, это всё видят, и эта ложь целенаправленно работает на их воспитание. Только какое оно это воспитание?... И с каким нравственным багажом наши дети выходят во взрослую жизнь!"
Компетенции
"... когда на старое содержание учебного материала надстраивается новомодный компетентностный подход в учебной деятельности, едва ли что-то вразумительное может получится…
Какие бы грандиозные цели не ставила перед собой школа, есть возможное для неё, а есть невозможное. И не всегда нужно пытаться делать невозможное возможным. Потому что можно испортить возможное. Есть изначальное назначение школы – обучать основам наук и воспитывать. Пусть это делается качественно и так, чтобы ребенку хотелось в школу приходить. Зачем загромождать наше школьное образование тем, что возможно и нужно ребенку, но этому научат плохо, или тому хуже привьют отвращение. Ведь всем известна прописная истина: лучше никак, чем плохо."
Согласна.
Толерантность.
"Учительская профессия для тех, кто в ней состоялся (или хочет состояться), имеет главный посыл: я хочу заниматься этим, потому что я получаю огромное удовлетворение от того, чем я занимаюсь, мне хорошо в школе, мне хорошо среди детей, я для них что-то значу. (К сожалению, эмоциональная удовлетворенность от деятельности в нашей стране не имеет достойного материального подтверждения.) И тому, кто состоялся в профессии, совершенно не обязательно говорить про толерантность. В нем это есть и так. Возможно, он и не знает, что её проявления имеют какое-то научное название. Зачем это знать? Оно есть и этого достаточно. Ведь мы же не знаем названия всех костей и мышц, которые имеем в своём организме? И совершенно спокойно живем без этого. Они существуют, и они функционируют.
Что касается воспитания в детях этого качества, то уж точно произнесения его названия в рамках воспитывающего обучения недостаточно для воспитания толерантности. Несколько иные механизмы нужны.
Вот и опять получается: казаться хорошим и продвинутым, произнося это слово, или просто быть таким и воспитывать в детях это качество, без его произнесения. И еще одно важное замечание. Влиять на формирование этого качества в детях могут только не голодные учителя, в которых у самих нет обиды на окружающий мир и в частности на власть. А вот здесь мы ставим многоточие…
А когда на классном часе о толерантности рассказывает человек, только что оравший на ученика ...
Информатизация школы
"Пока для учителя компьютерная техника не станет таким же необходимым атрибутом как тетрадь и ручка, насильно информатизировать школу не удастся, сколько бы не поставляли техники и программного обеспечения. Невозможно заставить учителя использовать информационные технологии, пока у него не поменяется ментальность в отношении компьютерной техники. А для этого нужны годы. Что делать? Просто набраться терпения и выполнять честно каждому свою работу: управленцам создавать условия, чтобы в школах было всё необходимое, чтобы дети могли учиться, а учителям работать и выполнять свою главную задачу – учить детей. А уж то, как тот или иной учитель использует поставленную в школу технику, это его право. Техника просто должна быть."
Правильно, заставить нельзя, но и учить по-старому тоже нельзя. Не надо заставлять, надо обучить.
Социализация.
"Когда школы говорят о своих успехах в социализации детей, понимая именно адаптированность детей в окружающем мире, то по большому счёту они присваивают себе то, что происходит без их участия. Очень удобная позиция: показывать (с демонстрацией процентов показателей роста) результатом своей работы то, к чему сил приложено не было то, что произошло практически без участия школы.
Формировать социально-зрелую личность сложнее, чем социализированную."
Главное
"И один из главных моих педагогических постулатов: учитель должен разговаривать с ребенком,– которого и стараюсь придерживаться. И никакие компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски не заменят главного – голоса учителя и его глаз. Ведь нашим социализированным детям в современном мире не хватает главного: нормального разговора с ними взрослого человека. Они должны слышать голос учителя, они должны видеть его глаза, читать его жесты и мимику, чувствовать его радость и огорчение. Это очень важно."
Можно сколько угодно рассуждать о новациях и инновациях, о наличии или отсутствии компьютеров, о плохих и хороших отметках, но главное - это человек, Учитель!
Дети "должны слышать голос учителя, они должны видеть его глаза, читать его жесты и мимику, чувствовать его радость и огорчение. Это очень важно."
Комментариев нет:
Отправить комментарий