На ИКТ представила конспект урока по теме "Л.Н.Толстой. Косточка. Быль." Один из моих любимых уроков. Провожу раз в 4 года (раньше в 3). Каждый раз по-разному. Отклики окрыляют, дают уверенность и желание творить дальше. Неужели меня никогда не хвалили? Хвалили! Почему так ценю ИКТ? На ИКТ реально оценивают твой труд, твой УРОК. И всё. Хорошо - хорошо; плохо - поможем переделать, если хочешь учиться. Продолжать не буду, надеюсь, что меня поняли. Тем более, что о победах на конкурсах уже не раз писали. Это вступление:) Теперь по существу.
Елена Владимировна: "Захотелось написать в Вашем стиле, пока лето, пока жара и силы есть только для этого."
Спасибо Вам огромнейшее! Вы еще раз доказали гений Толстого, сложность маленькой были. И я посмотрела на свой конспект "со стороны". Подумала, перечитала конспект и обнаружила, что мы с Вами с разных сторон рассматриваем рассказ. В этом году у меня будет 4-й класс, обязательно включу некоторые моменты в урок. Спасибище!
А теперь по-существу. Где-то отвечу, где-то попробую оправдаться, где-то соглашусь.
"слишком часто слово «должен»"
Елена Владимировна, Вы правильно написали: "Разве кто-то кому-то что-то должен?" Я на первом родительском собрании объясняю родителям, что дети ничего и никому не должны. Здесь должен не в смысле обязан, а в смысле, попробую объяснить: чтобы набрать текст на компьютере, я должна нажимать на клавиши с нужными буквами. Т.е. я, учитель, ДОЛЖНА, сделать так, чтобы ребенок читал, обдумывая каждое слово и далее ...
"Это мы, учителя должны создать такие методические условия урока, чтобы дети смогли и захотели." - примерно такие слова раз десять повторила коллегам на заседании МО. Часть поддержали, а некоторые, увы, обиделись. Поняла, что нашла в Вашем лице единомышленника, спасибо. Стала еще внимательнее читать эссе:)
И вот цель.
После консультаций с Еленой Станиславовной цель урока: "Создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи рассказа".
"как Вам удается провести 3 урока до и еще один, кстати, не внеклассного чтения, а практикума, при трех часах чтения в 4 классе? Что «съедаете», как планируете, что пишите? Ведь даже в методичке, рассчитанной на 4 часа в неделю, на произведения Л.Толстого отводится только 3 часа всего"
Когда последний раз проводила урок, в расписании было 4 урока литературы. Передо мной методичка Бунеевых - на творчество Л.Н.Толстого 4 урока + в конце темы два резервных. Рискну открыть страшную:) тайну. Бывает, что мы с детьми очень долго и медленно читаем какое-либо произведение (оно должно нравиться и детям, и мне). Бывает, что какое произведение совсем не нравится мне (я же человек, а урок Литературы) - задаю прочитать дома на выходных, потом беседуем. Случалось, что ребята во время беседы "заставляли" меня остановиться на рассказе, сказке, отрывке. А в журнале все в порядке - я в институте хорошо училась:) Принцип РО - идем за детьми! Думаю, что лучше что-то пропустить, чем остановиться на полдороге.
А почему магом и чародеем? Если дети не вспомнили об этом в конце урока, значит вопрос, сформулированный взрослым, их не заинтересовал?
Не знаю, заинтересует ли вопрос детей, т.к. прочитала о волшебнике Толстом совсем недавно, летом. И в конспекте урок по "Косточке" не закончен. Дети выполняют домашнее задание, следующий урок - итоговый, и, если дети не вернутся к этому вопросу, обязательно вернусь сама и позову детей.
Ведь не зря же Л.Н. назвал свою быль не «Ваня» или «Сливы» или «За столом», а именно так!
Елена Владимировна, я почему-то никогда не уделяла внимание названию рассказа "Косточка":( А зря! Подумаю.
Но почему читает сам учитель? Может послушать мастеров художественного слова? Вот ссылка в Ин-ете, но можно и еще что-то найти: http://staroeradio.ru/sr-player.php?id=3204
Четыре года назад в школе был один проектор, а интернета не было вовсе:) Почему читаю я, а не дети? Задумалась. И знаете что пришло на ум? Наверное, чтобы расставить акценты так, как мне "прочиталось", чтобы дети в итоге озвучили идею произведения так, как я это произведение поняла. А Мастеров мы обязательно послушаем, но на следующем, итоговом уроке.
Неужели, проблема лжи и воровства недостойна отдельного произведения? Не так надо было… Может не только для этого написано? Может есть еще что-то скрытое, тайное в этом простом и понятном произведении великого автора?
Проблема вечная, сложная. Но дети ее сразу озвучили. Я спрашиваю: "Дорогие мои четвероклассники, неужели вы до сих пор не знали, что врать стыдно, без разрешения брать нельзя? А сливы до сих пор ели с косточками? Получается, что великий Толстой зря написал рассказ?" Не отразила в комментариях свою цель: хочу, чтобы дети научились понимать не только то, что написано явно, но и то, что нужно прочитать "между строк". И позвольте с Вами не согласиться - непростое и непонятное произведение "Косточка"! (Вон сколько мы исписали! Гораздо больше самого текста!:))
Ваня нравится. Смущает. Настораживает.
Почему? Маленький мальчишка, который съел диковинную сливу. Даже не съел, проглотил, а потом испугался, что умрет, а потом можно перейти по ссылке и ... А с другой стороны - я же читала первая, я и акценты расставила. У меня, видимо, после прочтения статьи В.Левина сформировалась установка - показать детям, что уметь прощать - это искусство, что уметь прощать - надо уметь.
В чем маленький? Разве в возрасте дело?
Выше были Ваши вопросы-рассуждения. Мы с Вами читали один рассказ, а как по-разному восприняли! Это наше право. Другое дело, имею ли я право навязывать детям свое видение произведения? Я честно выслушиваю всех, дети рассуждают. И все-таки...
А дело в возрасте. Это мне ребятки мои подсказали, первые, которые ТАК читали "Косточку". Если человек маленький и взял без спросу, хотя и знает, что брать (воровать) нельзя - он просто не смог пересилить себя, он боролся, но не смог. И маленькому все равно - есть кто рядом, или нет. А вот если человек уже взрослый, в школу ходит, тогда это воровство.
почему Толстой пишет про сливы (для деревенских мальчишек)?
А, правда, почему? Я, житель Сибири (сливы не растут) и Кубани (кто бы их считал?) всегда думала, что Толстой выбрал сливу по трем причинам - нечастый гость на столе, можно проглотить (грушу, яблоко нельзя), можно сосчитать (вишенки не сочтешь).
Еще один интересный прием – представить себя героем и поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Что можно услышать? Как это было те 4 раза?
Дословно не помню. Но дети раскрыли мне свои семьи "изнутри" сами об этом не подозревая. Да и сама задумалась. Что бы я сделала на месте матери? Сообщила бы мужу? А на месте отца? Вот кто мне безоговорочно нравится. Одно высказывание детей повторяется каждый раз, горько и обидно за семьи. На вопрос, как бы поступили в твоей семье, обязательно кто-то скажет: "ВЫПОРОЛИ бы!" Действительно, что тут думать:(
почему они решили, что в семье несколько детей, а не один Ваня?
Учитель: Как вы думаете, кто сидел за столом?
Дети: ... Мы точно не знаем, но у Вани был брат или сестра. «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» - сказал отец.
Дети ответили цитатой.
Пожалуй, я немного переделаю Ваш урок и обязательно проведу, пусть и просто как классный час…
Елена Владимировна, всё вышеизложенное Вами в отзыве говорит о том, что мы с Вами по-разному прочитали произведение Толстого, мага и чародея. Я перенесла Ваши мысли в свой конспект. Мы обязательно поговорим с детьми в этом направлении, но уже после моего урока.
И немного мыслей о детях. Мне кажется, мы, люди, разучились прощать. Сколько раз приходилось слышать: "Он у тебя ручку сломал, а ты ему ничего не сделал!" (смысл). Слишком много дети смотрят фильмов, где главный герой - беспощадный мститель. В школе два года назад был вопиющий случай. Четвероклассник и два второклассника избили пятилетнего мальчишку за то, что он на них нецензурно обзывался и кидался грязью. Да, этот малыш далек от идеала. Но бить малыша втроем!
Это называется вдогонку:)
ОтветитьУдалитьЕще одно не знаю. Четыре года назад еще не было таких заданий в тетради "Учись читать художественную прозу", поэтому не знаю, как справятся дети. И, к сожалению, не могу отсканировать, пока. Если коллеги заинтересуются, попробую найти выход. Но мне кажется, что к таким заданиям детей надо специально готовить, что и делается по программе Бунеевых.
Вам, коллеги, повезло - вы есть друг у друга!
ОтветитьУдалитьЧитала внимательно и училась, хотя давно уж не работаю в начальных классах и преподаю соооовсем другой предмет. :)
Людмила Викторовна! Вы подтверждаете мысль, что каждый Учитель родом из началки! Коллеги, извините, если кого обидела. Но, честное слово, если встречаю учителя, близкого мне по отношению к детям, своей деятельности - практически всегда или работает, или начинал работать в началке:)
ОтветитьУдалить