понедельник, 21 октября 2013 г.

Два выхода

"Выходов два — один более вероятный, другой менее вероятный. Более вероятный заключается в том, что с неба спустятся ангелы и все нам устроят. Менее вероятный — что мы сами что-нибудь сделаем"
Начала с конца. Мой эпиграф  "про нашу сегодняшнюю школу и про нас" -  конец рассказа   сайту «Православие и Мир» Александра Привалова, научного редактора журнала «Эксперт».
Читала и вспоминала работу в 90-е годы. Ни раньше, ни потом так легко и здорово не было. Действительно, учили, как могли. А могли многое - нам не мешали. Нам "подкидывали" новые методики и технологии, бумаг было мало, а журнал заполняли реально. Работали для детей, шли "за детьми" и получали результат.  Была гораздо моложе? Верно, но точно знаю, что не было такого моря никому, кроме проверяющих, не нужных бумаг. Цитата:
"... главная функция школы состоит совсем в другом — в том, чтобы привить ребенку способность к обучаемости. А дети, которые сегодня выходят из большинства школ, в дальнейшем не обучаемы. Это по-человечески потерянные люди, их безумно жалко. Вот для чего классическая гимназия в царской России с упорством, многим кажущимся диким, продолжала заставлять детей учить не только латынь, но и древнегреческий. Потому что школе остро необходима заведомо трудная работа. Человек с блестящими природными способностями прочел учебник по физике и запомнил — учить его не надо. Но древнегреческий надо учить при любых способностях. Более того: чем выше твои способности, тем труднее заставить себя сидеть ровно и работать.
И когда нам сегодня говорят, что школа должна учить, исходя из интересов детей, что нельзя давать те же домашние задания детям — я не против. Но тогда скажите об этом открыто, вслух: ребята, школа — это такое место вроде камеры хранения. Вы туда сдаете дитё утром. Оно не бегает по улицам, не нюхает клей в подвалах, не нападает с ножиком на себе подобных. Оно сидит тихо до вечера. И все. И больше ни о чем нас не спрашивайте. Если вы ничего другого не умеете, скажите это вслух. И, может быть, вас скорее на ваших постах сменят.
Эти задачи усложняются волнообразно, а свободы рук и финансовых возможностей для их разрешения становится все меньше. Это очень и очень скверно. Что я должен сказать всякому нормальному человеку? Всякому нормальному человеку я должен сказать старую максиму: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Живые люди сами по себе, без государства, не могут спасти единую систему образования. Но они могут и должны спасать отдельные школы, в которые ходят их дети".
Полностью

4 комментария:

  1. Ольга Ситтиковна, спасибо за рассуждения и замечательную ссылку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. От этого и тревожно на душе... Дочь заканчивает 11 класс, сами в школе работаем - изнутри все проблемы видны...

      Удалить
    2. У меня внук заканчивает 11-й. Переживаем очень. Он у нас еще и гуманитарий. Так сложно всё

      Удалить

Блоги, которые я читаю