воскресенье, 15 января 2012 г.

Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка.

Читать начала здесь ("Другая школа"). Перешла по ссылке  (Сериал «Summerhill». Демократия в школе).
Похоже, большинство людей считает, что всех детей страны нужно учить одинаковым вещам в течение 11 или 12 лет. По одной и той же методике 17-го века. На основе одной программы, составленной от балды случайными людьми, про которую достоверно известно, что она почти полностью бесполезна, и даже более - калечит психику детей.
Поэтому, видимо, и люблю "2100". Программу и учебники писали и составляли для своих детей, учили по ним своих детей.
Мне кажется, что даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно неголодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда не им выбрана.
...Умственное унижение и угнетение со стороны невежественных эгоистичных учителей производит в юной душе опустошения, которые нельзя загладить и которые оказывают роковые влияния в зрелом возрасте.             
(А.Эйнштейн)                                                     
Забываем народную мудрость: "Насильно мил не будешь" и заставляем детей учиться. Объясняешь родителям: "Не заставляйте ребенка читать. Читайте вместе с ним! Читайте САМИ, свои книги" - "Ой, ну что вы, некогда нам читать!" Интересно, а почему ребенку "есть когда", если маме некогда? Мне кажется, что "Умственное унижение и угнетение со стороны невежественных эгоистичных" родителей гораздо страшнее, чем со стороны учителей. Учитель все-таки приходит и уходит, а родители - рядом. И не дай Бог, когда и учитель, и родители начинают унижать и угнетать ребенка!
Советы учителям Л.Н.Толстого:
Чем труднее учителю, тем легче ученику.Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.Урок должен быть соразмерен силам ученика.
 Нельзя не согласиться. Но не  все  положениями Великого писателя о школе могу принять:
В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
 "Кто где хотел" рассаживались с класса 7, и то далеко не все. А малыши порой, садясь рядом с друзьями, продолжают играть. Но, опять-таки, мнения детей учитывать необходимо. И малыши бывают с неприязнью к кому-нибудь. И, наоборот, девочка, умненькая, спокойная, сидит на первой парте, в школу собирается со слезами. Через неделю вдвоем с мамой выяснили, что Н. очень хочет сидеть с М., не может без нее никак. Конечно, пересадила, причем на предпоследнюю, 4-ю, парту. Н - счастлива, глазки горят, в школу бежит! Детей много, каждый - личность, учитываем мнение каждого, не обижая окружающих.
Основатель школы Summerhill Александр Нилл:
Представьте школу...Где у детей есть свобода быть самими собой...>Где успех определяется не академическими достижениями, а собственным определением успеха ребёнком...>Где вся школа демократически подходит к проблемам, где каждый человек имеет право быть услышанным...>Где вы можете играть весь день, если хотите...>И где есть время и место сидеть и мечтать...>...может ли быть такая школа?
Должна быть, должны стремиться к такой школе и помнить:
Тоталитаризм всегда начинался и до сих пор начинается в детской...В результате все человечество оказывается больным, те самые человеческие существа, которые хотели любить и быть любимыми, получают вместо любви ненависть и становятся ненавистниками.
 А мне опять сказали, что дети до сих пор парами красиво ходить не умеют. А для чего? Шли из столовой тихо, никому не мешали, просто разбрелись по коридору.
У новых поколений должен быть шанс вырасти в свободе. Подарить свободу – это подарить любовь, а только любовь может спасти мир.

2 комментария:

  1. Замечательный пост, прекрасные размышления, во многим с которыми соглашаюсь и которые принимаю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочу добавить, что очень многое зависит от родителей. Порой ребенка так не хватает родительской любви!

      Удалить

Блоги, которые я читаю