вторник, 23 ноября 2010 г.

Будет ли "ушедший мир" в школе?

Отчего-то заглянула на "Истории дня" на iGoogle.  Два раза прочитала "Ушедший мир" и  задумалась. Пока цитаты:


Никто уже не протирает тройным одеколоном головку звукоснимателя в
кассетном магнитофоне. Как и не склеивают лаком зажёванную плёнку в
кассетах.
Никто уже не вырезает телепрограммы из субботней газеты и не
подчёркивает в ней интересные передачи, на которые нужно успеть.
Никто уже не зашивает капроновые колготки. В экстренных случаях можно
капнуть капельку клея.
И никто уже не даёт колготкам вторую жизнь, изготавливая из них губки
для мытья посуды и коврики в прихожую.
Никто уже не дарит на дни рождения отрез "весёленького ситчика".
Никто уже не посылает сервелат в посылках.
Никто уже давно не чистит зубы зубной щеткой с натуральной щетиной.
Странно, а они были самыми дешёвыми.
Никто уже не подает покупные пельмени, в качестве главного блюда на
праздничном столе.
Никто уже не наворачивает вату на спичку или шпильку, чтобы почистить
уши.
Никто и не вспомнит, что когда футболка торчит из под свитера - это
называется "из под пятницы суббота" и вообще это просто неприлично!
Никто уже не оставляет масло в сковороде "на следующий раз".


  Действительно, ушедший мир! Задумалась: есть ли в нашей современной школе "ушедший мир".  Нового много, хорошего и не очень. Но что же ушло из школы за мою почти 30-летнюю жизнь как учителя? 
Пионеры и октябрята? Нет, в каждой "приличной" школе обязательно должна быть детская организация. Названия разные, а суть одна. Нужна - не нужна, работает - не работает - не главное, главное - есть! Раз в год проводится неделя этой организации, первоклассников принимают, четвероклассников (или пятиклассников) переводят на следующую ступень, восьмиклассников принимают на старшую ступень организации. Каждый класс готовит красочный отчет о своей работе за год. Вопрос: без организации работа в классе не велась бы?
Разнообразное планирование. Куда там! Как же без него! Больше стало. Причем, на заре моей преподавательской деятельности, если у тебя есть книга с поурочным планированием, переписывать было необязательно: ставишь даты, делаешь свои пометки. Теперь обязательно к планированию еще и рабочая программа (сколько написала, но так и не поняла для чего она мне нужна?).
Собрания - заседания. Были, есть и будут! 
Журналы и дневники. Директор: "Готовьтесь, со следующего года вводятся электронные журналы и дневники!" Я, не очень молодая, но наивная, с радостью: "Бумажные отменят?"  "Нет, будем дублировать". Зачем?!!
Классно-урочная система вечна в нашей школе.
Оценивание. Как была пятибальная система де-юре, а трехбальная де-факто, так и осталась.
Наполняемость классов. Года 3 - 4 назад еще радовались - классы по 20 человек. Набрали 52 ребенка - три класса. А сейчас? По 30, даже больше. Как на заре моей трудовой деятельности.
Даже программа "Школа России" осталась.
Нового много. Но старое тут же, рядышком, не уходит. Нет ушедшего мира в школе! А дети другие - дети XXI века.  Они не хотят, и не могут, по-старому.
P.S. 

Светлана Друговейко-Должанская: «Для чего нужно читать?»
Уроки литературы должны быть не уроками словесности, но уроками нравственности.  

Не читали? Загляните, прочитайте. Новый взгляд на наше старо-новое обучение.

2 комментария:

  1. Ольга Ситтиковна, надо же! Только сегодня в мыслях о том, что всё вокруг так изменилось (имела ввиду общество) со времён и моей учёбы, и начала моей работы, а требуют от учителя то же самое, что и много лет назад. Ещё и сравнивают: а вот, когда я учился или училась... Есть вещи незыблемые, но как можно сравнивать с тем, что было раньше, если вокруг всё не как раньше... Может быть, не всё понятно, что я хотела сказать, но что-то меня сегодня затронуло в разговоре с папой одного ученика.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Борисовна, все понятно, мысли о том же. Мне иногда кажется, что наша школа похожа на дом старушки, живущей самостоятельно: Дети, внуки приносят новое, современное. Она с благодарностью принимает, даже пользуется, но от старого, порой вовсе ненужного избавиться не хочет и не может в силу каких-то неведомых причин.

    ОтветитьУдалить

Блоги, которые я читаю