Сделала в "Начальной школе" перепост из ЖЖ "Чем заняты дети на уроке?" Татьяна Сергеевна спрашивает: "Где же выход?" Решилась прокомментировать некоторые моменты, исходя из своего опыта. Не всегда у меня получается так, как хочется, как считаю нужным. Но мои дети вырастают "неудобными" - не дают себя в обиду - не позволяют кричать на себя, не сидят просто так, без дела, на уроках, уверены, что все они - Личности. Итак ...
1. Общая организация процесса
Вошли, сели, успокоились, повозились доставая всё что нужно, убирая что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе – две-три минуты.
Так только в первом полугодии 1 класса (но и урок в 1 классе 35 минут, а в остальной школе 40 минут; 5 минут как раз на подготовку к следующему уроку). Со второго полугодия урок начинаю через 30 секунд после звонка (дойти-добежать до класса тоже нужно:)) Открыли тетради, пишем число, и далее по плану. Опоздавшие заходят тихонько, садятся на свои места, причину опоздания выясняем на перемене.
Да, по поводу "открыли учебники" - обычные закладки экономят время, скан страницы учебника на экране - видно что искать, помощь товарищей - очень приятно видеть как ребята помогают друг другу.
2. Выслушивание объяснений того, что известно.
Любой материал можно подать с неизвестной стороны (увы, не всегда получается). И выбор программы. 2100 очень люблю, не скучают дети, особенно на ОМ.
Скорость объяснения. Да, проблема. А если несложный материал объяснять продвинутому ребенку? А если работать в малых группах?
3. Ответы «с места» и у доски
Не практикую длинных ответов у доски, с 1 сентября 1 класса учу детей отвечать по очереди, без поднятия рук ( к 3-му классу научаемся). Когда учимся говорить? Во время проектной деятельности, когда рассказывают что-либо неизвестное другим, когда отвечают на вопросы-размышления.
4. Ожидание отстающих при самостоятельных заданиях
А зачем ждать? У каждого своя тетрадь, задания либо сразу в тетради на печатной основе, либо распечатаны на листочках. Каждый работает в своем темпе, а учитель ходит и потихоньку помогает. Единственная проблема - диктант. Но он бывает не так уж и часто. На диктантах воспитываем выдержку и уважение друг к другу. Самостоятельная работа на уроке: кто-то решает 10 примеров, кто-то 2 примера; кто-то пишет 5 предложений, кто-то одно.
5. Примитивные методы преподавания
Зависит от учителя. При введении ФГОС что самое трудное? Правильно, изменить мышление учителя. Изучаем новые методы, работаем с интересом, увлекаемся проектной деятельностью. Сколько всего дети узнают, участвуя в сетевых проектах!
6. Неэффективная программа обучения
Выбирайте эффективную программу! Заставили работать по .... программе? Можно же взять методику эффективной!
1. Общая организация процесса
Вошли, сели, успокоились, повозились доставая всё что нужно, убирая что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе – две-три минуты.
Так только в первом полугодии 1 класса (но и урок в 1 классе 35 минут, а в остальной школе 40 минут; 5 минут как раз на подготовку к следующему уроку). Со второго полугодия урок начинаю через 30 секунд после звонка (дойти-добежать до класса тоже нужно:)) Открыли тетради, пишем число, и далее по плану. Опоздавшие заходят тихонько, садятся на свои места, причину опоздания выясняем на перемене.
Да, по поводу "открыли учебники" - обычные закладки экономят время, скан страницы учебника на экране - видно что искать, помощь товарищей - очень приятно видеть как ребята помогают друг другу.
2. Выслушивание объяснений того, что известно.
Любой материал можно подать с неизвестной стороны (увы, не всегда получается). И выбор программы. 2100 очень люблю, не скучают дети, особенно на ОМ.
Скорость объяснения. Да, проблема. А если несложный материал объяснять продвинутому ребенку? А если работать в малых группах?
3. Ответы «с места» и у доски
Не практикую длинных ответов у доски, с 1 сентября 1 класса учу детей отвечать по очереди, без поднятия рук ( к 3-му классу научаемся). Когда учимся говорить? Во время проектной деятельности, когда рассказывают что-либо неизвестное другим, когда отвечают на вопросы-размышления.
4. Ожидание отстающих при самостоятельных заданиях
А зачем ждать? У каждого своя тетрадь, задания либо сразу в тетради на печатной основе, либо распечатаны на листочках. Каждый работает в своем темпе, а учитель ходит и потихоньку помогает. Единственная проблема - диктант. Но он бывает не так уж и часто. На диктантах воспитываем выдержку и уважение друг к другу. Самостоятельная работа на уроке: кто-то решает 10 примеров, кто-то 2 примера; кто-то пишет 5 предложений, кто-то одно.
5. Примитивные методы преподавания
Зависит от учителя. При введении ФГОС что самое трудное? Правильно, изменить мышление учителя. Изучаем новые методы, работаем с интересом, увлекаемся проектной деятельностью. Сколько всего дети узнают, участвуя в сетевых проектах!
6. Неэффективная программа обучения
Выбирайте эффективную программу! Заставили работать по .... программе? Можно же взять методику эффективной!
Что характерно — и фонетический разбор, и классификацию букв, и рисование схем, уже научившийся бегло читать ребёнок может освоить за часок в совершенстве, а ещё плохо читающий может над этим «зависать» неделями.
Согласна! Главный, наиглавнейший предмет - ЧТЕНИЕ! Сначала - читать! Потом все остальное.
7. Неучёт возрастных и индивидуальных особенностей, «зон развития»
Опять-таки зависит от учителя. А слитному письму специально не учила никогда. Мой принцип при обучении письму: аккуратно и понятно. А почерк - черта характера, индивидуален для каждого человека.
Безусловно, потери в какой-то мере неизбежны и при любых альтернативных подходах к обучению — но в этом случае есть масса возможностей поднимать КПД процесса в разы (или хотя бы не опускать его настолько низко), и спокойненько уделять освоению ФГОС для начальной школы час-два в день.
Всё зависит от учителя, от нас с вами. Было бы желание, остальное получится!
Нет, не всё, к сожалению, от нас зависит. Наполняемость класса. Мне повезло, в классе 22 человека (да-да, теряю в деньгах, но не представляю как учить и не хочу учить 32). И, не дай Бог, в классе больной психически ребенок. Через год его перевели в спецшколу. Но год был - кошмар! И все-таки: Всё зависит от учителя, от нас с вами.
У меня 30 детей - выкручиваемся, как можем. Но из-за полного бардака в моей голове в плане оценок - именно оценок, которые нужно ставить в журнал за что-то (за 2 предложения из 5 что поставить, если оооочень старался?) - не всегда пока получается продуктивно организовать время урока - по-старому не хочется, по-новому - не все понятно... Вот сижу сейчас учусь - у вас, Ольга Ситтиковна. Спасибо за ваш опыт! Вот таких практических мелочей из опыта коллег мне не хватает очень...
ОтветитьУдалитьЛариса Юрьевна, а если перейти на бальную систему? Вы же пишите краевые работы? Там указано сколько баллов каждое задание. "5" - 100%, "4" - от 75% , меньше 50% - не справился, надо работать. Довести до родителей. Исчезнут вопросы: "А почему 3, 4?". Т.е. родители должны знать, что за что ставится. А детям нужно внушать, что не все могут учиться на отлично Впрочем, вы это знаете. Почитайте Программу системы оценки качества образования по Школе 2100 http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/sistema_ocenki_new.doc
УдалитьПравда у меня не всегда получается работать по этой системе, но есть к чему стремиться.