вторник, 7 августа 2012 г.

Чем заняты дети на уроке?

Сделала в "Начальной школе" перепост из ЖЖ  "Чем заняты дети на уроке?" Татьяна Сергеевна спрашивает: "Где же выход?"  Решилась прокомментировать некоторые моменты, исходя из своего опыта. Не всегда у меня получается так, как хочется, как считаю нужным.  Но мои дети вырастают "неудобными" - не дают себя в обиду - не позволяют кричать на себя, не сидят просто так, без дела,  на уроках, уверены, что все они - Личности. Итак ...
 1. Общая организация процесса
Вошли, сели, успокоились, повозились доставая всё что нужно, убирая что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе – две-три минуты.
Так только в первом полугодии 1 класса (но и урок в 1 классе 35 минут, а в остальной школе 40 минут; 5 минут как раз на подготовку к следующему уроку). Со второго полугодия урок начинаю через 30 секунд после звонка (дойти-добежать до класса тоже нужно:)) Открыли тетради, пишем число, и далее по плану. Опоздавшие заходят тихонько, садятся на свои места, причину опоздания выясняем на перемене.

Да, по поводу "открыли учебники" - обычные закладки экономят время, скан страницы учебника на экране - видно что искать, помощь товарищей - очень приятно видеть как ребята помогают друг другу.
2. Выслушивание объяснений того, что известно.
Любой материал можно подать с неизвестной стороны (увы, не всегда получается). И выбор программы. 2100 очень люблю, не скучают дети, особенно на ОМ.
Скорость объяснения. Да, проблема. А если несложный материал объяснять продвинутому ребенку? А если работать в малых группах?
 3. Ответы «с места» и у доски
Не практикую длинных ответов у доски, с 1 сентября 1 класса учу детей отвечать по очереди, без поднятия рук ( к 3-му классу научаемся). Когда учимся говорить? Во время проектной деятельности, когда рассказывают что-либо неизвестное другим, когда отвечают на вопросы-размышления.
4. Ожидание отстающих при самостоятельных заданиях
А зачем ждать? У каждого своя тетрадь, задания либо сразу в тетради на печатной основе, либо  распечатаны на листочках. Каждый работает в своем темпе, а учитель ходит и потихоньку помогает. Единственная проблема - диктант. Но он бывает не так уж и часто. На диктантах воспитываем выдержку и уважение друг к другу. Самостоятельная работа на уроке: кто-то решает 10 примеров, кто-то 2 примера; кто-то пишет 5 предложений, кто-то одно.
5. Примитивные методы преподавания
Зависит от учителя. При введении ФГОС что самое трудное? Правильно, изменить мышление учителя. Изучаем новые методы, работаем с интересом, увлекаемся проектной деятельностью. Сколько всего дети узнают, участвуя в сетевых проектах!
6. Неэффективная программа обучения
Выбирайте эффективную программу! Заставили работать по  .... программе? Можно же взять методику эффективной!
 Что характерно — и фонетический разбор, и классификацию букв, и рисование схем, уже научившийся бегло читать ребёнок может освоить за часок в совершенстве, а ещё плохо читающий может над этим «зависать» неделями.
 Согласна! Главный, наиглавнейший предмет - ЧТЕНИЕ! Сначала - читать! Потом все остальное.
7. Неучёт возрастных и индивидуальных особенностей, «зон развития»
Опять-таки зависит от учителя. А слитному письму специально не учила никогда. Мой принцип при обучении письму: аккуратно и понятно. А почерк - черта характера, индивидуален для каждого человека.
Безусловно,  потери в какой-то мере неизбежны и при любых альтернативных подходах к обучению — но в этом случае есть масса возможностей поднимать КПД процесса в разы (или хотя бы не опускать его настолько низко), и спокойненько уделять освоению ФГОС для начальной школы час-два в день.
Всё зависит от учителя, от нас с вами. Было бы желание, остальное получится! 
Нет, не всё, к сожалению, от нас зависит. Наполняемость класса. Мне повезло, в классе 22 человека (да-да, теряю в деньгах, но не представляю как учить и не хочу учить 32). И, не дай Бог, в классе больной психически ребенок. Через год его перевели в спецшколу. Но год был - кошмар! И все-таки: Всё зависит от учителя, от нас с вами.

2 комментария:

  1. У меня 30 детей - выкручиваемся, как можем. Но из-за полного бардака в моей голове в плане оценок - именно оценок, которые нужно ставить в журнал за что-то (за 2 предложения из 5 что поставить, если оооочень старался?) - не всегда пока получается продуктивно организовать время урока - по-старому не хочется, по-новому - не все понятно... Вот сижу сейчас учусь - у вас, Ольга Ситтиковна. Спасибо за ваш опыт! Вот таких практических мелочей из опыта коллег мне не хватает очень...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Юрьевна, а если перейти на бальную систему? Вы же пишите краевые работы? Там указано сколько баллов каждое задание. "5" - 100%, "4" - от 75% , меньше 50% - не справился, надо работать. Довести до родителей. Исчезнут вопросы: "А почему 3, 4?". Т.е. родители должны знать, что за что ставится. А детям нужно внушать, что не все могут учиться на отлично Впрочем, вы это знаете. Почитайте Программу системы оценки качества образования по Школе 2100 http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/sistema_ocenki_new.doc
      Правда у меня не всегда получается работать по этой системе, но есть к чему стремиться.

      Удалить

Блоги, которые я читаю