пятница, 3 августа 2012 г.

Успехом и уверенностью в себе можно делиться

Весть, которую несет нам автор, проста, как все гениальное: человек реализованный, человек, нашедший выход своему творчеству, может быть щедрым. Успехом и уверенностью в себе можно делиться. На самом деле, в этом и есть смысл нашего «рисования» – поддержать другого, вдохновить его на то, чтобы и он оставил свой след на листе бумаги.
Перешла по ссылке из g+ подписки Валентины Тарасенко, почитала и поняла, что не могу не перепостить. Да и весь сайт Папмамбук просто замечательный.


Учительница, которая умеет видеть
Учительница у Питера Рейнольдса – это очень хорошая, понимающая учительница, действующая по принципу: «Ребенок должен непременно получить опыт успешной творческой деятельности. Только так он поверит в свои силы и захочет делать что-то дальше».
Книга начинается с ситуации, когда девочка по имени Вашти отказывается рисовать на уроке. Урок уже закончился – а перед Вашти лежит белый лист бумаги. Вашти считает, что не умеет рисовать. И шутка учительницы («О, белый медведь в снежной буре!») только злит девочку.
Тогда учительница предлагает Вашти оставить на бумаге какой-нибудь след – любой, какой ей нравится. Девочка с некоторым раздражением хватает карандаш и ставит в центре листа точку.
Учительница подписывает этот «след», вставляет рисунок в рамочку и вывешивает на стену. Это совсем не смешно. И в книге над этой «нелепой» картиной никто не смеется.

Точка в центре листа – это уже преобразование пространства. Из этого можно вывести целую философскую теорию. Или рассмотреть «Точку» Вашти в ряду концептуальных работ современных художников. Иными словами, даже с художественной точки зрения учительница вовсе не играет с Вашти в поддавки: любой след можно рассматривать как эстетическое действие.
Девочка Вашти, которая не умела рисовать
Для маленькой Вашти важно, конечно, то, что учительница сумела отнестись к ней серьезно. Учительница не поленилась вставить работу в рамку и не постеснялась вывесить ее на выставке. Иными словами, вдруг оказалось, что Вашти учительнице не безразлична! И ей интересно то, что Вашти делает.
Это очень важный момент. В чем больше всего нуждается любой ребенок? Во внимании. Как взрослый может проявить свое внимание к нему? Интересоваться тем, что ребенок делает, показывать, что в действиях ребенка есть смысл. Иногда взрослый видит за действиями ребенка гораздо больше, чем сам ребенок. Но это ведь очень правильно. Так взрослый учит ребенка встраивать свои действия в «культурный контекст», обнаруживать свое «культурное место». Вот как в случае с этой точкой. Девочка раздраженно тычет карандашом в бумагу, а учительница рассматривает это как «эстетическое преобразование пространства» и тем самым придает действиям Вашти иной смысл и иное направление.
Как следствие, Вашти решает нарисовать другие точки, лучше первой. Теперь это уже не столько точки, сколько цветные пятна. Вашти начинает по-настоящему экспериментировать и с цветом, и с пространством листа. Автор, конечно, этих слов в тексте не употребляет. Он просто сообщает, что Вашти рисует цветные точки, маленькие точки, много разных точек. А потом даже изображает точку, «не рисуя ее». На школьной выставке рисунков картинки Вашти с изображением точек «вызвали настоящий взрыв».
Маленький мальчик, который тоже не умеет рисовать
На выставке появляется новый герой – маленький мальчик. Он смотрит на Вашти и в буквальном и в переносном смысле снизу вверх и говорит, что считает ее «по-настоящему великим художником». Но сам мальчик не умеет рисовать. По крайней мере, он так считает.
И тут Вашти говорит ему:
– Могу поспорить, что умеешь.
– Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!
Вашти протягивает мальчику чистый лист бумаги:
– Покажи-ка мне.
«Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.
Вашти посмотрела на закорючку. 
А затем сказала…
– Теперь подпиши».
На этом катарсическом моменте история заканчивается: композиционное кольцо замыкается. Весть, которую несет нам автор, проста, как все гениальное: человек реализованный, человек, нашедший выход своему творчеству, может быть щедрым. Успехом и уверенностью в себе можно делиться. На самом деле, в этом и есть смысл нашего «рисования» – поддержать другого, вдохновить его на то, чтобы и он оставил свой след на листе бумаги.
Не зря же «Точка» среди множества других наград получила звание «Самой вдохновляющей книги 2003 года» и была признана «Лучшей книгой для чтения вслух в классе».
И, правда, это очень правильная книжка для чтения вслух в классе.
А еще – для самостоятельного чтения. Ведь это книжка-картинка – любимый формат для начинающего читателя.
Марина Аромштам


2 комментария:

  1. Спасибо, дорогая Ольга Ситтиковна, увлекательная книга, интересный сайт!
    С уважением Татьяна

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Сергеевна, очень рада, что Вам понравились и книга, и сайт.

    ОтветитьУдалить

Блоги, которые я читаю