понедельник, 22 июня 2009 г.

Наше отношение к ошибкам детей.


Почему наши дети боятся писать? Не умеют? Может, и не умеют. Но чаще всего они просто боятся наделать ошибок, за которые их будут ругать и в школе, и дома.

Занималась сегодня с мальчиком, написал два предложения под диктовку - 3 ошибки. Дала текст, сказала: "У тебя три ошибки, ищи". Ребенок замкнулся и спрашивает: "А вы в классе будете ошибки выставлять?" (Он только собирается в наш класс, догоняем материал после традиционной школы) Сначала даже и не поняла вопрос, что значит "выставлять ошибки"? Сообразила, видимо, обсуждать в классе строгим голосом индивидуальные ошибки каждого, при этом еще и ругая ребенка за нежелание учиться. Успокоила и сказала, что в нашем классе ошибки разбираются индивидуально.

Вспомнилась статья Александра Лобка.

Ведь чтобы работа диалога состоялась, важно, чтобы ребенок успокоился, чтобы у него исчез страх перед возможной ошибкой. Он, конечно, должен знать о сделанной ошибке, но это знание ни в коем случае не должно его угнетать и подавлять активность. К сожалению, именно эту работу подавления активности и выполняют обычно наши эмоциональные оценки, когда мы сокрушаемся и переживаем по поводу детской ошибки.

А ведь ошибка – это чисто техническая проблема, и важно, чтобы ребенок научился относиться к ней именно так. Только тогда станет для него собственная ошибка предметом живого исследовательского интереса, своего рода исследовательской ценностью: чем больше я совершу ошибок, тем больше будет у меня материала для понимания: почему это – ошибка и в чем состоит норма.

Важно только, чтобы и для учителя детская ошибка выступала как ценность: с одной стороны, она демонстрирует устройство детского сознания, а с другой – сложность проблемы, с которой детское ребенок сталкивается. И тогда для думающего учителя детская ошибка – не досадная оплошность, а безумно интересная и продуктивная вещь.
Детская ошибка – это то, что заставляет учителя думать и изобретать. Детская ошибка – это то, что дает импульс учительскому творчеству. Поэтому настоящий учитель всегда ценит детскую ошибку. Детская ошибка – хлеб педагогического творчества…


Невозможно не согласиться.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Блоги, которые я читаю