вторник, 18 августа 2009 г.

Умение задавать вопросы

Мы уже говорили о толерантности, о необходимости вести работу с детьми в этом направлении. В голове уже крутится сценарий урока ли, классного часа ли, посвященного толерантности. И чем больше думаю над этим, все чаще возникает вопрос: "А мы, учителя, толерантны? Уютно ли детям рядом с нами? Безопасно?"
Прочитала "Первое сентября" №15 2009г. И вопросов стало еще больше. Да и вообще, УМЕЕМ ЛИ МЫ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ? Задумываемся ли мы о том, что вопрос должен быть адресным?

Кстати, американские педагоги давно уже перешли к использованию на уроках исключительно адресных вопросов. Ключевое положение их педагогической этики: никогда не задавать вопрос, если не уверен на 100%, что именно этот ребенок знает на него ответ. Ведь если ты «подловишь» (школьный фольклор утверждает: это слово происходит от слова «подлость») ребенка на незнании, то публично растопчешь его достоинство. Поэтому американский учитель сначала называет имя ученика и только после этого задает адресованные именно ему вопросы.
Мы еще можем запросто, не задумываясь о последствиях, пропесочить кого-то из учеников на родительских собраниях, процитировать какую-то ерунду из ученического сочинения так, чтобы хохотал весь класс, публично сообщить частную информацию о состоянии успеваемости, а то и о состоянии здоровья того или иного ученика.
Я думаю, что все сказанное выше не относится к моим читателям. Но ведь бывает, что и мы срываемся, а дети нас прощают, они чуткие и добрые, пока взрослые не научат быть злыми.
В школьном образовании мелочей нет и быть не может, ведь малейшая и страшная в своей обыденности частность может стать той ложкой дегтя, которая испортит любую бочку меда и запросто сведет на нет усилия всего педагогического коллектива.
Дай, Бог, мудрости, терпения, силы работать без пресловутых ложек дегтя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email

Блоги, которые я читаю