вторник, 26 октября 2010 г.

Уроки литературного чтения

Сегодня поняла, что опять отстаем от программы. Что-то долго изучаем нравоучительные статьи. Казалось бы - что в них изучать? Все разъяснено, думать и не надо. Ох, надо, да еще как! 
Чем хороши эти статьи? 
Много слов устаревших. Общий смысл предложения, конечно, понятен. А если быть точным? Начинаем искать значения слов. Прошу: переведи на современный русский язык.  Сначала гадание, надежда на общее развитие. Но мне же надо точно. Ищем в словарях. Итог: кроме расширения словарного запаса и умения работать со словарем воспитывается очень нужное умение - точное понимание написанного. 
Перенос действий героя на себя - а не для меня ли написано, бывал ли я в таких ситуациях? как поступал и почему? 
Сегодня мы очень долго рассуждали на тему Зачем и Почему. Пытались объяснить поступки матери и выяснить, была ли Маша сильным человеком, или слабым.
Александр Шишков. Можно исправиться, когда твердо того захочешь.
(текста в Интернете не нашла, полностью учебник для 4 класса "В океане света", с.82)
Кратко: Маша стала вредной, непослушной девочкой. И вот однажды мать кликнула в комнату Машу, на столе множество различных игрушек.
"Маша подошла и, развернув бумажку, ..., нашла в ней сии слова: "тихому дитяти в награждение за его послушание". Она тотчас потупила глаза.
- Ну, Маша, - спросила мать, - для кого же это?
- Не для меня, - отвечала Маша, и слезы навернулись у нее на глазах.
- Вот здесь другая бумажка, - сказала мать, - посмотри, тут не о тебе ли сказано.
Маша прочитала: "упрямому и непослушному дитяти, которое признАется в своем пороке и захочет исправиться".
- Это я, это я! - вскричала она и бросилась с горькими слезами к матери своей на шею."
Обсуждаем этот эпизод. На удивление сразу и безоговорочно выяснили, что Маша сильный человек - смогла признать, что игрушки не для нее (после первой записки), что прочитав вторую записку обрадовалась, а плакала потому, что было стыдно за свое поведение, что будет исправляться и т.д. и т.п. 
Кто-то уже лег на парту - все для себя выяснил, кто-то стал чиркать ручкой по листочку, кто-то тянет руку - давайте читать дальше, спросите меня. И я  спросила у всех: "А как вы думаете, почему мама написала две записки?"  Тишина, головы подняли, лес рук. Говорили много, смысл: мама хотела, чтобы Маша исправилась, поэтому и написала вторую записку.  Прошу повторить вопрос. Повторили, подумали. Очень понравилось: первая бумажка была не для Маши! А для кого?! - удивляюсь я. Наверное, у них другие дети были. Все правильно, но других детей не было. 
Пауза. А для чего мама дала Маше первую бумажку? Хотела проверить, знает ли Маша, что плохо себя ведет. Я: Ребята на предыдущей странице написано, что знает. Наверное, все-таки не нужна первая бумажка. И наконец: мама хотела, чтобы Маша прочла, какой ее хотят видеть. Я: "Верно, Маша прочитала, стала бы исправляться, потом бы и получила свои игрушки. Вторая бумажка к чему?"  И возмущение: "Нет, мама Машу любит, праздник же, как без подарков!" (было время Святок) 
Наконец-то!  Вспомнили по поводу чего подарки. И главное  - МАМА  МАШУ  ЛЮБИТ! 
Дочитать мы не успели, естественно, не успели обсудить тему идеального ребенка и на сколько мы все далеки от идеала. В том числе и я. Кто говорит про ужасные Бунеевские учебники?
Когда я начинала работать по "2100", уроков литературы было 5 часов в неделю. Потом стало 4, теперь 3. Эх...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Блоги, которые я читаю