среда, 3 марта 2010 г.

«Глóкая кýздра»

«Глóкая кýздра штéко будланýла бóкра и курдчит бокрёнка» - что это написано? О чем вы подумали, читая эту фразу? Кого и что представили?
Я сразу вспоминаю учебник русского языка В.Репкина. И много-много  необычных заданий.  Сколько лет прошу детей нарисовать эту куздру, но никогда не задумывалась, зачем же подобные задания даются детям - занимательно, интересно? Учат определять часть речи не по лексическому значению слова, а по грамматическим признакам? Оказывается, все не так просто. 
В языке есть нечто, подобное определенным цифрам, определенным величинам. Например, наши слова. Но в языке есть и что-то, похожее на алгебраические или геометрические законы. Это что-то — грамматика языка. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения не из этих только трех или, скажем, из тех семи известных нам слов, но из любых слов, с любым значением.
В нашем русском языке и в тех европейских языках, которым он близок, главную роль при построении фраз, при разговоре играет что? Так называемые «служебные части слов».
Точно так же тот из вас, кто захочет быть языковедом, должен больше всего внимания уделять им, этим незаметным труженикам языка — суффиксам, окончаниям, префиксам. Это они делают язык языком. По ним мы судим о родстве между языками. Потому что они-то и есть грамматика, а грамматика — это и есть язык.






И всегда радует реакция детей. Как у студентов, описанных в блоге Б.Бим-Бада.  Сначала дети думают, что ослышались, начинаю писать на доске сама. Немая сцена, потом хи-хи, потом недоумение, а потом самое интересное для меня как учителя - реакция детей. Прошу сначала объяснить, что представили (смех). После веселого разговора прошу в предложении определить части речи. И класс делится на две группы: 
  • начинают рассуждать, искать знакомое, понятное и определяют, даже доказывают по каким признакам определили;

  • начинают возмущаться (тихо, про себя), что тут ничего непонятно, глупости разные и, вообще что-попало и "мы это не проходили".

Первая группа радует, а вторая ... , особенно  "
мы это не проходили". К счастью, последнее время "первых" большинство. 


Такие мудрёные предложения начинаю давать детям в конце 3 класса, на обобщающих уроках после изучения частей речи (существительное, прилагательное, глагол). Своим любимым Шумникам приготовила "куздру" на завтра (интересно, что расскажут, кого нарисуют?), и как раз пост Бориса Михайловича. 


"Погуляла" в поиске глокой куздри среди картинок в интернете. Самая забавная  по адресу, искала долго. Жаль, что не сохранила рисунки нынешних семиклассников (не было компьютера, сканера, ..., а листочки теряются:( ).

P.S. Куздря, что ли, балуется? Никак не получается оформить пост прилично, ровненько, одинаковым шрифтом. Четвертый раз публикую, больше переделывать не буду, пусть Куздря порадуется:)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email

Блоги, которые я читаю