Тишина в классе. Какая она? Можно ли услышать тишину? Да и нужна ли нам полная тишина?
Тишина в классе. Рабочая тишина и рабочий шум - понятия суть разные или практически одинаковые. И что для меня тишина?
...дисциплина в классе – свидетельство того, что педагог управляет ситуацией. Тишина – доказательство власти взрослого над ребенком. Но насколько выше должно быть мастерство учителя, чтобы он мог позволить себе и детям свободно общаться. Насколько он должен быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или уроку в целом.
Тишина, молчание – всегда загадка. А значит, для учителя – повод задуматься о том, что за ней скрывается. Что в этот момент дети говорят ему без слов? Учителю важно научиться слушать и понимать тишину.
Уровень допустимого шума в классе у каждого педагога свой. Один болезненно переносит даже тихие перешептывания, для другого и разговор в голос не проблема, если по существу, конечно. И когда ученики, перебивая друг друга, обсуждают задачу, не каждый преподаватель внутренне напрягается.
В тишине, конечно, вести урок легко. Все сидят и слушают. Ой, ли? Слушают ли? Вон за той партой рисуют, а у этого руки под партой - быстро-быстро кнопочки телефонные нажимает, в "аське сидит". А здесь математику списывают. А, в общем-то, тихо, рассказывай, дорогая. Вот только кому рассказывать-то? (понятно, что здесь речь не о началке)
Тишина в начальной школе. Мертвая, сидят первоклассники, не шелохнутся. Ручки на партах, глазки на учителя. И, если мне скажут, что в таком классе дети не боятся учителя, никогда не поверю.
Дети молчат на уроке, когда слушают учителя, когда читают, пишут, думают, когда слушают друг друга или просто ждут своей очереди ответить. Молчат по просьбе (или требованию) педагога. А когда замолкает он сам? Что значит его молчание?
Несколько минут помолчать, чтобы вслушаться в слова ребенка, понять ход его мысли, причину заблуждения, ошибки. Молча обдумать ответную реплику, а не произносить заученные монологи.
Не заставлять говорить громче (тоже вечное замечание учителя), а всем вместе затихнуть, чтобы услышать не очень уверенного в себе ребенка. Пусть плохо слышно. Зато важно.
Общее молчание – совместное размышление или переживание. Сильный объединяющй момент.
Учителю, как и детям, нужно учиться сохранять в себе тишину. Его молчание на уроке важно так же, как и его слова.
Трудно, ох как трудно, замолчать, выслушать до конца. Пусть не всегда верные, с нашей т.з, рассуждения. Особенно на литературе, ОМ.
Что значит молчание учителя? Где-то в середине 2 класса мои дети начинают понимать, что, если я вдруг замолчала (а в это время никто ничего не рассказывал, никто не отвечал), то что-то случилось. А в 3 классе уже знают точно - я недовольна тем, что меня не слышат (слушают, но не слышат). Как-то молодая учительница, взявшая мой выпуск спросила: "Что вы делали, когда они вас не слушали на уроке?" Ничего, просто замолкала.
Учитель говорит целый урок, забывая, что ребенок в средней школе способен всего на 10 минут слушания.
Это в средней, а в начальной и того меньше! А любим ведь мы поговорить!
Тишина помогает учиться, если становится для ребят осознанной ценностью. Добровольным обязательством, которое не приходится соблюдать слишком долго. Обучающая тишина возможна только в атмосфере взаимного доверия и уважения. Это показатель отношений в классе.
Традиционно детей в школе заставляют молчать, но заставляют и говорить. Поэтому порой тишина не обязанность, а право ребенка. Его право на молчание.
Одни цитаты? А что делать, если полностью согласна с автором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий