четверг, 8 октября 2009 г.

О коте и не только или "сила русского слова"

Люблю читать произведения К.Г. Паустовского. Язык, сюжет, приглашение к размышлению. А если произведение нравится учителю, как может не понравиться детям? В началке такое трудно представить. Читаем "Кот-ворюга". И осуждаем, и жалеем, и смеемся, и радуемся. Обсуждаем вопрос: правомерны ли мы осуждать кого-либо не разобравшись? А разобравшись?
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный "Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.
Этот отрывок читала сама, а так знаю практически наизусть, смотрела на ребят. Сколько эмоций! Кто-то руками показывал, как мчался петух. Кто-то изображал кота. Кто-то показал стонущего петуха. И всё это сидя за партой, слушая рассказ, непроизвольно! "Вот она, сила русского слова". Самым смешным был кот Леши, чуть не рассмеялась сама. На лицах прописаны все эмоции: ужас Горлача, праведный гнев кота  и довольные улыбки слушателей. Довольные тем, что куры наказаны, и тем, что петух "отошел".
Заключительное задание в тетради по литературе:
Выбери предложение, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения:

  • Человек должен всегда заботиться о животных.


  • "Собака бывает кусачей только от жизни собачьей" (Ю.Мориц)


  • "Мы в ответе за тех, кого приручили" (А.де С.Экзюпери)

Выслушала каждого, попросила объяснить, почему так считают. И только два мальчика сказали: "Собака бывает кусачей только от жизни собачьей" :((  А с другой стороны, эти мальчишки и читают-то медленно, о выразительности и речи нет, но какие МОЛОДЦЫ!   Когда ребята стали объяснять, почему выбрали второе предложение (и ничего, что пока "коряво"), многие стали задумываться, соглашаться. А я тихонько стояла и сдерживала себя, чтобы раньше времени не похвалить - дождаться, когда большинство класса примет эту мысль.  Действительно, очень сложно учителю закрыть свой рот и слушать-слушать. Поставила мальчишкам по большой красивой пятерке, всем классом похлопали.
Домашнее задание придумалось по ходу урока: нарисовать портрет кота и иллюстрацию к рассказу. Интересно, каким изобразят кота? Ворюгой, жалким с зажмуренными от страха глазами или Милиционером? Завтра увижу. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email

Блоги, которые я читаю